Суремкина Марина Михайловна
Педагог - психолог высшей категории ГБДОУ детский сад № 41 Кировского района Санкт-Петербурга
Дети и гаджеты

Дети и гаджеты

 

Дети и гаджеты. Зависимость от новых технологий у детей дошкольного возраста.

Дорогие родители, что происходит сейчас с нашими детьми в век технологий?

В настоящее время большое влияние на формирование самосознания детей оказывает телевидение, компьютерные игры и игры в телефоне, да и, не смотря на дошкольный возраст, социальные сети. Ребенок еще не умеет говорить, а родители могут завести ему не хомячка или собачку, а страничку в социальной сети.

Давайте поразмыслим, что происходит в процессе всего этого с несформировавшейся еще психикой ребенка дошкольного возраста.

Особенность детского восприятия состоит в воспроизведении в играх и в поведении, увиденного ими в жизни: дети стараются подражать тому, что они видят вокруг себя. Так они учатся всему, взрослеют и овладевают навыками общения.

А что же они видят?

 

Как герои мультфильмов пинают, швыряют, в шутку бьют друг друга снова и снова, но ничего страшного не происходит – у ребенка снижается эмпатия, он со временем может перестать сопереживать другому.       

Плохой поступок персонажа часто не наказывается, а иногда даже поощряется. У ребёнка может сформироваться стереотип вседозволенности.

Герои могут по нескольку раз умирать и воскресать на экране. И нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить подвиг своего любимого героя.

А что видит ребенок постарше в социальных сетях?

Он общается, не имея возможности видеть и выражать эмоции, он «разговаривает», если это школьник, символами и знаками – и опять же происходит снижение эмпатии, тормозится развитие его социального интеллекта.

Навыки живого общения люди могут отработать только в реальной жизни, а активная виртуальная жизнь ставит ребенка в ситуацию, когда эти навыки не используются, и, как следствие, не развиваются и атрофируются.

Находясь в компьютерной или мультипликационной ненастоящей реальности, ребенок очень быстро привыкает, благодаря тому, что все, что он видит, ярко оформлено, картинки сменяют одна другую – интересно же не правда ли?

Это затягивает малыша, дает ему положительные эмоции, которые он хочет получить снова и снова, замещая реальное удовольствие естественной жизни, получить которое не всегда так просто, как в игре или при просмотре видео. И наступает зависимость от масс-медиа, компьютера или телефона.

Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:

  • Отсутствие контроля в соответствии с возрастом за увлечением гаджетами и всем сопутствующим
  • Недостаток общения со значимыми для ребенка людьми или друзьями
  • Недостаток чуткости, внимания и ласки со стороны родителей
  • Неуверенность в себе, застенчивость, комплексы и трудности в общении
  • Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, времени для прогулок и любых других привязанностей, не связанных с компьютером, телефоном
  • Формирование компьютерной зависимости ребенка напрямую зависит от особенностей воспитания и отношений в семье

Опасности компьютерной зависимости

  1. На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе
  2. В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем и происходящим вокруг
  3. Ребенок может проявлять агрессию, закатывать истерики в случае лишения его доступа к компьютерным играм
  4. Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру
  5. Длительное (более 20-30 минут в день) непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу
  6. Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность
  7. Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами об игре. Часто такие взрослые сами зависимы от компьютера и интернета
  8. Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость.

Кто больше зависим от гаджетов?

  • Дети тех родителей, которые меньше всего играют с ребенком в совместные игры (менее 20 минут в день)
  • Дети родителей-трудоголиков, которые постоянно заняты
  • Мальчики более склонны к зависимости от гаджетов, нежели девочки.
  • Тревожные дети, имеющие неуверенность в своих силах
  • Дети, дошкольного и подросткового возраста

Профилактика зависимости от компьютерных игр

  • Личный пример родителей, если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера или за телефоном больше времени.
  • Список совместных дел с ребенком, игр, развивающих уличных состязаний. Все должно быть спланировано, чтобы не оставалось свободной минуты.
  • Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что или было превышено время игры, или игра не подходит ребенку.
  • Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы по-вашему мнение полезнее играть.
  • Замещение «красотой» реальности: познать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.

Несколько рекомендаций родителям.

  1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
  2. Не позволяйте себе оскорблять ребенка, принимайте его таким какой он есть.
  3. Будьте другом и помощником своему ребенку.
  4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
  5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
  6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её.
  7. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день).
  8. Категорически запрещается играть в компьютерные и телефонные игры перед сном.
  9. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.
  10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
  11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
  12. Помните, если ребенок успешно проходит компьютерные игры, а в реальной жизни у него что-то не получается, он не уверен в себе, он может быстро «окунуться» с головой в виртуальность!!! Ведь там он – герой, он со всем справляется. А в настоящей жизни имеет свои слабости и недостатки.  

Будьте рядом с ребенком!

 Обеспечьте живое позитивное общение и взаимодействие и все будет хорошо!

 Удачи!